Круглый стол: место современного ИТ-директора в бизнесе (Родниковый Край 2013)

avatar Павел
Овчинников
20.05.2013, 14:20
комментировать

Как вы знаете, в апреле состоялся CIO-Конгресс Родниковый Край 2013, который традиционно собрал под одной крышей ИТ-директоров, консультантов и специалистов по ИТ. Клуб ИТ-директоров Удмуртии давно уже развивает тему личности ИТ-директора, пытается популяризировать и развивать ее статус в структуре бизнеса и за его пределами. Тема интересная и для нашего блога: ведь CIO — это важнейшее звено пищевой цепочки ИТ-сообщества, именно они утверждают бюджеты, которые конвертируются в зарплаты разработчиков. При этом CIO — очень редкий гость на Ижайти.

Мы воспользовались тем, что на Родниковый Край собрались самые видные представители этой профессии, и пригласили их за круглый стол — обсудить сущность современного CIO. Круглый стол получился очень представительным — все участники возглавляют ИТ-департаменты крупнейших производственных и сервисных предприятий Ижевска.

Вот наши участники:

Альберт Саяпов Альберт Саяпов, директор по ИТ, Welcome Group.
Михаил Баранчик Михаил Баранчик, начальник отдела АСУП, ОАО «Ижевский радиозавод».
Денис Келейников Денис Келейников, директор Клуба ИТ-директоров Удмуртской Республики.
Рашит Гараев Рашит Гараев, руководитель по ИТ, ОАО «НПО Ижмаш».
Валерий Малых Валерий Малых, директор по ИТ, Ижавиа.

1. Насколько изменился спектр стратегических задач регионального CIO в последние годы? Чего нового ждет от него бизнес сегодня?

Альберт Саяпов

А.С. Главные стратегические задачи как были, так и остаются. Они напрямую зависят от стратегии развитии компании/бизнеса. Причем, от грамотной стратегии. Говорить о каких-то утопических планах я считаю не резонно. Нужно понимать, что быстрый рост — это не всегда хорошо, особенно когда у компании внутренние бизнес-процессы вообще не развиты. Учитывая эти факты, задачи и функции CIO (IT директора) остаются прежними. Не могу этого говорить за крупные холдинговые и «металлургические» компании, хотя опять же стратегии и функции локальных CIO определяются там головной компанией (т.е. должны).

АМихаил Баранчик

М.Б. Раньше ИТ рассматривались на предприятии, как ценность сама по себе. Сегодня бизнес все больше начинает требовать от ИТ доказательств полезности. И в этом плане CIO должен оценивать и доказывать эффективность применения ИТ на предприятии. Идеал – ИТ должны приносить деньги (рамках бизнеса компании, конечно), но это не всегда возможно.

Денис Келейников

Д.К. С каждым годом задачи CIO все больше переходят из тактической сферы в стратегическую. Все больше ИТ директор становиться действительно директором, а не просто ИТ-специалистом. Мне кажется, это хорошая тенденция. Сложно сейчас представить любой бизнес без ИТ.

Соответственно, и задачи у нынешнего CIO сводятся к следующему: быть всегда в курсе последних трендов в области технологий и уметь грамотно сформировать команду, способную эти новые технологии быстро и эффективно, без ущерба основному бизнес-процессу, внедрить.

Рашит Гараев

Р.Г. Региональный CIO ничем в принципе не отличается от столичного или зарубежного CIO. Перед ними всеми стоят, как правило, одни и те же стратегические задачи: успешное использование информационных технологий в деятельности предприятия. С этой точки зрения бизнес сегодня ждет от CIO любых решений в части ИТ, дающих бизнесу возможность решить поставленные задачи быстрее, экономнее, качественнее. С этой точки зрения CIO сам должен находить и предлагать бизнесу пути его развития с учетом тех возможностей в ИТ, которые постоянно появляются.

Валерий Малых

В.М. Спектр задач меняется постоянно вместе с рынком. В непрофильных (не ИТ) компаниях ИТ служба больше является вспомогательной службой, однако она берет на себя все больше задач, которые раньше небыли завязаны на информационные технологии.

2. Все-таки, ИТ-директор — это директор. Как это сказывается на его позиции в бизнесе компании? Какую роль он играет в ее управлении?

Альберт Саяпов

А.С. Текущее развитие бизнеса в Удмуртии не позволяет сделать правильную оценку общего сектора, зачастую бизнес  все еще реагирует на ИТ, как на «необходимое зло», а не инвестиции в развитие компании. Я часто встречаюсь с таким утверждением и отношением.

Но есть и положительные тенденции. Обычно это связано с равномерным развитием бизнеса в целом. У директора есть понимание, что качественное развитие компании без своевременного (здесь и сейчас) предоставления управленческих данных, метрик, финансовых отчетов — невозможно. Вот тогда они почти на все готовы. Но опять же, если генеральный директор делает все сам, это его принятое решение (тут ИТ только на помощь приходить в реализации тех или иных сервисов).

А вот если есть рабочие группы в компании, которые разрабатывают стратегию, то тут уже есть непосредственное участие самого ИТ директора в осуществлении задуманного, предложение новых решений и выходов из сложившихся ситуаций. Все же главным стратегом является отдел Маркетинга, ИТ идет следом и «строит дорогу».

Михаил Баранчик

М.Б. На мой взгляд, он должен предлагать и/или принимать самое непосредственное участие в проектах по совершенствованию бизнес-процессов компании, способствовать (за счет применения ИТ) сокращению издержек и/или увеличению прибыли компании.

Денис Келейников

Д.К. Я бы сейчас сравнил ИТ директора с неким оракулом, который смотрит в будущее бизнеса и предвидит использование тех или иных технологий в основных бизнес процессах.

Вообще я верю, что настанет тот час, когда ИТ директор не только войдет в совет директоров компаний, но и станет выше к примеру Генерального директора, трансформировавшись уже в директора по инновациям и развитию компании. В эпоху тотального проникновения информационных технологий в нашу жизнь, только ИТ директор может быть тем лидером, который поведет любой бизнес вперед, к развитию и лидерству. Тот бизнес, который сейчас этого не понимает — обречен.

Рашит Гараев

Р.Г. Любой директор — это тот, кто определяет стратегию деятельности предприятия и принимает все меры для ее реализации. ИТ директор — соответственно, в части информационных технологий. Если это так, то это ИТ — директор. Иначе — это менеджер среднего звена реализующего мысли, приказы, идеологию лица принимающего решения.

Валерий Малых

В.М. Как-то вычитал (уже не вспомню, где) определение информационного дизайнера. Так вот, ИТ-директор — это скорее информационный дизайнер компании.

 

3. Какую специфику накладывает Удмуртия на работу ИТ-директора? Есть ли у регионального CIO какое-то собственное узнаваемое лицо?

Альберт Саяпов

А.С. Узнаваемых CIO в республике, а именно в г. Ижевске, можно пересчитать по пальцам одной руки. Уверен, это связанно со спецификой бизнеса и отсутствием крупных компаний, работающих на несколько регионов или всю Россию. Так же смею заметить, «собственные» ИТ-директора варятся меж собой. Тут, в Ижевске, мало, кто готов выезжать на региональные конгрессы и передавать свой опыт. Зачастую это связано с нежеланием, либо компания не готова спонсировать выезд своего ИТ-директора на конференцию, мотивируя это тем — «а зачем, что это даст компании?»

В заключение:

Положительные тенденции есть, они идут, но вяло. Если ваш бизнес не ИТ, то все еще сложно доказать, насколько сильно связано развитие компании с ИТ. Как только появляются планы на развитие, открытие новых рынков и регионов, так  более-менее приходит  осознание того, что ИТ — это не не обходимое зло, а инвестиция в будущее!

АМихаил Баранчик

М.Б. Думаю, нет никакой особенной специфики.

 

 

Денис Келейников

Д.К. Не знаю, с климатом ли это связано или с местным менталитетом, но у нас в республике ИТ-директоров не просто не любят — их боятся. Я знаю многих ИТ-руководителей. Многие из них до сих пор являются «сисадминами-переростками» — теми, кто так и остался на тактическом уровне, не смог вырасти от исполнителя до руководителя, не смотря на формальное повышение. Такие «ИТ-директора» не умеют доказывать свою позицию, как профессионала, а лишь, под страхом увольнения или других репрессивных мер беспрекословно выполняют все желания руководства, которые часто не являются стратегически верными.

Другой же тип — это действительно ИТ-руководители — настоящие CIO. Таких не много, буквально единицы. Это те, кто умеет отстоять свои позиции даже перед руководством, те кто не боится пойти против начальника, если знает, что прав, те, кто готов нести ответственность за свои решения и с помощью слаженной команды внедрить инновации в бизнес.

Бизнес же в свою очередь у нас не научился делегировать полномочия и доверять ИТ-директорам. А в силу малограмотности в ИТ-области и попыток управлять ИТ директором — бизнес так и стоит «на уровне деревянных счет».

Пока ИТ-директор не научится  ставить цели бизнеса выше своих личных компенсаций — он останется «сисадмином-переростком». Пока бизнес не созреет до уровня доверия и зрелости бизнес-процессов, ИТ у них будет в плачевном состоянии, а значит, и в целом бизнес в среднесрочной перспективе будет стагнировать и, скорее всего, проиграет в конкурентной борьбе на рынке.

Рашит Гараев

Р.Г. Мне никогда не нравился термин “специфика” с точки зрения информационных технологий. Будь это высказано в приложении к программному обеспечению, или в отношении организации работы подразделений в части информационных технологий. Любые действия в ИТ специфичны при обработке любой информации, даже типовой, но разнесенной во времени на некий квант времени. С другой стороны, они типовые с точки зрения обработки информации: поступление информации — принятие решения — обработка — результат. Исходя из этого деятельность ИТ директора в Удмуртии типовая, как и во всем мире.

С другой стороны есть особенности (читай: специфичность) в его деятельности при решении каждой конкретной ситуации. Чем более нужен ИТ-директор для бизнеса своего предприятия, тем менее специфична его деятельность. Она оптимальна, красива и очень эффективна. И у этого ИТ директора очень узнаваемое лицо, как успешного ИТ директора. Любые отклонения от этого приводят к появлению объяснения в специфичности, объяснения причин неэффективности и т.п. Представители последних одинаковы, независимо от региона, и узнаваемы, как ИТ-директора, работающие, как все, т.е. в угоду обстоятельствам.

Валерий Малых

В.М. Я не считаю, что Удмуртия накладывает какой-то свой отпечаток на работу на ИТ-службы. Полагаю, что каких-то серьезных отличий в этом плане между регионами нет.

***

Не скупитесь на ретвиты ↓

Get Cloud PHP Hosting on CatN