Два директора по маркетингу о маркетологах в ИТ-компаниях

avatar Павел
Овчинников
20.12.2013, 17:21
комментировать

Вновь в первых строках нового поста хочется пожаловаться, что из всех видов руководителей проектов меньше всего внимания на Ижайти уделяется руководителям по маркетингу.

А тем временем их проекты ничуть не проще и не менее важны для развития любой команды, существующей на ИТ-рынке. Продукт, даже идеальный с технической и пользовательской точки зрения, никогда не продает сам себя. И ни один программист, даже закончивший художественную школу и службу в армии, понятия не имеет, что происходит с его работой после того, как она превращается в этот самый продукт. А ведь продукт — это не только содержание и стомиость, это еще и ценность. Вот эту самую ценность и должны создавать маркетологи.

title

Чтобы понять, что маркетолог делает в ИТ-компании и участвует ли он в создании продукта, мы пригласили на Ижайти двух директоров по маркетингу — Ивана Максимова, директора по маркетингу компании БИТ «Мастер» (на фото слева), и Василия Бабинцева (на фото справа), директора по маркетингу НПО «Компьютер». Оба работают в ИТ-компаниях, где создаются тиражные решения.

***

Ижайти: Работа над тиражным продуктом все-таки подразумевает много маркетинга: от работы над айдентикой и брендом, до организации коммуникаций. Как вы считаете, а может (должен) ли маркетолог участвовать в разработке самого программного продукта? Софт – это все-таки не шоколадка.

Василий Бабинцев: Для начала стоит определиться с ролью «маркетолог». Почти во всех компаниях сотрудники с такой должностью существуют, в некоторых даже есть целые отделы маркетинга. Однако задачи они выполняют разные: от исследований покупательского спроса до пиара первого лица. Поэтому и возникает путаница.

Вообще, маркетинг пронизывает деятельность всей организации. Так что можно сказать, что любой сотрудник в большей или меньшей степени «играет роль» маркетолога, определяя потребности целевой аудитории, оценивая емкость рынка, размышляя над архитектурой и юзабилити продукта, составляя описание и даже делясь информацией с друзьями о «новом серьезном проекте над которым он сейчас работает».

Так, иногда внешне незаметно, «маркетолог» участвует в создании продукта. И в выпуске шоколадки, кстати, тоже :)

Иван Максимов: Участие или не участие маркетолога в разработке программного продукта — это вопрос ресурсов. Если у компании есть возможность иметь R&D-департамент, то маркетологи могут не участвовать в процессе разработки. Если такого подразделения в компании нет, участие маркетологов в создании и развитии тиражного продукта жизненно необходимо.

Ижайти: Хочется того или нет, но маркетолог является частью команды. Все ли хорошо в области взаимопонимания маркетолога и команды разработчиков? Есть ли в этом взаимодействии какие-то особенности, трудности?

Василий Бабинцев: Как и в любом другом командном взаимодействии, главная трудность – научиться понимать цели друг друга (а не только свою цель; ее, кстати, надо проговорить команде), определить удобный всем стиль общения (включая понятийный аппарат, уровень подготовки каждого участника команды), формат общения (очно или заочно, на ходу или собирая митинги).

Тогда сформируется общее понимание и доверие в команде, уважение друг к другу. Маркетологи начнут понимать разработчиков, а менеджеры – заказчиков.

Иван Максимов: К сожалению, маркетолог воспринимается разработчиками как пятая колонна. Это связанно с тем, что разработчики не понимают (а многие и не пытаются понять), чем, собственно, занимается маркетолог, и зачем вообще нужно продвижение продукта.

Маркетологу в ИТ-компании нужно быть мудрее и просто работать на результат. В конце концов, хорошему специалисту не нужно всеобщее признание, достаточно того, что усилия по продвижению продукта на рынок приносят прибыль компании.

Ижайти: Напоследок философский вопрос: как вы считаете, какой специфический отпечаток информационные технологии накладывают на вашу работу?

Василий Бабинцев: Конечно, накладывают. Особенно на личную жизнь. Родственники часто считают, что я уж точно всё понимаю «в компьютерах» («ты же работаешь в ИТ-компании, НПО «Компьютер», вы там все хакеры») :)

Иван Максимов: Безусловно, работа в ИТ сфере заставляет маркетологов постоянно учиться и быть на волне современных технологий. Могу однозначно сказать, что маркетологи из ИТ-сферы любознательнее и лучше разбираются в современных реалиях, чем их коллеги из других областей.

***

Теперь вопрос в зал: друзья-программисты, а вы что думаете о своих маркетологах? Они по-прежнему проклятые?

Не скупитесь на ретвиты ↓
  • ae

    «рыба гниёт с головы» и iT не исключение!!! если есть понимание, что компания хочет делать массовое решение, то тогд ана его РАЗРАБОТКУ оказывает влияение рынок, как сложившийся, так и прогнозируемый... если , руководству плевать, то нанимается «клоун», который должен формально «сделать из говна конфетку», но на практике, все такие «специалисты» далеки от адекватного восприятии мира, так что, они делают «конфетку» только в своём виртуальном мире и после этого увольняются... ;) так что, всегда есть вопрос в том, как организованы процессы в компании и имеет ли «маркетолог» авторитет у «программистов»... если нет, то это типичный «клоун», которого надо увольнять чем быстрее, тем лучше!!! ;) не более того... ;)

    • Pavel Ovchinnikov

      мне всегда казалось, что в ИТ делать из говна конфетку не получается. Это, во всяком случае, не под силу маркетологу.

Get Cloud PHP Hosting on CatN