Максим Галимов: Надо развивать видение продукта у всей команды

avatar Павел
Овчинников
13.07.2015, 15:27
комментировать

11745985_1020036578030885_485139008_o

Весной этого года в списке интересных ролей в ИТ-компаниях Ижевска произошло пополнение. В компании БИТ «Мастер» появилась позиция директора по продукту, которую занял  Максим Галимов, долгое время занимавшийся  проектами и перспективными исследованиями на рынке систем электронного документооборота.

Кадровые изменения в нашем маленьком городском ИТ-мире уже сами по себе интересны, а если они приводят к появлению новых должностей, то это совсем круто. Поэтому сегодня мы беседуем с Максимом о том, кто такой директор по продукту, какова его роль в продуктовой разработке, и как он чувствует себя на новой должности.

Ижайти: Ты человек в БИТ “Мастер” новый.  И должность для тебя новая — директор по продукту. Как тебе твоя новая позиция? И что это вообще такое?

Максим Галимов: Мне везет на необычные названия должностей: директор по перспективным исследованиям, директор по продукту... Эту позицию я для себя воспринимаю, как определенный профессиональный рост: рост ответственности, новые вызовы, новый формат работы.

Сейчас на мне лежит координация развития и выпуска множества разных продуктов БИТ “Мастер”: сервисов, приложений, систем. На всех этапах их развития — от появлении идеи до закрытия продукта. И на всем цикле производства — от аналитики до послепродажного обслуживания и продвижения.

Ижайти: Разве этим же самым не занимается технический директор? Или я ошибаюсь? Чем отличается он от директора по продукту?

Максим Галимов: Называться это может по-разному, но ключевая идея в том, чтобы обеспечить целостность создания и развития продукта. Продукт — это нечто завершенное, имеющее самостоятельную ценность для клиента и для рынка. Фактически, можно сказать, что задачей директора по продукту является развитие этой ценности.  Причем развивать ее можно очень разными способами: например, на уровне производства — мы закладываем в продукт все больше функций, улучшаем масштабируемость, повышаем технологичность и прочее. Можем развивать за счет маркетинга, за счет продвижения и непосредственной работы с клиентом. И так далее.

Ижайти: То есть директор по продукту берет на себя, можно сказать, продюсерские функции, а технический директор занимается больше вопросами организации процессов и производственными функциями.

Максим Галимов: Да. У нас в компании уже замечательно работают подразделения, которые занимаются разработкой, поддержкой, продажами и маркетингом. Моя задача не заменить их, а координировать их деятельность, помогать им при развитии  продукта. Налаживать их коммуникации, делать их общение продуктивным. И это в разрезе сразу множества продуктов БИТ “Мастер”.  Директор по продукту — редкая для Ижевска должность. Хотя бы потому, что она характерна для многопродуктовых компаний, которых у нас немного.

Ижайти: Когда вообще компании-разработчику становится нужен человек на такой позиции?

Максим Галимов: Не всем это нужно, и не все компании к этому приходят. Например, стартап подчинен одной цели — он запускает продукт, услугу или сервис, над которым работает одна тесная команда. Нет проблем с коммуникациями, с обратной связью от клиентов до разработчиков, темп разработки и продаж высокий. Но возникает момент, когда продуктов становится два, три и больше. Часто они возникают стихийно — в ответ на требования клиентов, в результате исследований рынка, экспериментов, решения срочных задач. И тут либо компания сумеет организовать правильную работу над несколькими продуктами, либо окажется в ситуации, когда все процессы и подразделения заточены на первый продукт и не способны “переварить” новые, так и оставляя их на стадии стартапа.

В рамках компании БИТ “Мастер” все продукты находятся на разных стадиях жизненного цикла. Есть “старички”, есть стартапы, которые только-только запустились. В результате продукты не сбалансированы, везде где-то чего-то не хватает: где-то увлеклись функциональностью в ущерб качеству, где-то, наоборот, с качеством все хорошо, но сильно не хватает инноваций.  Все продукты необходимо интегрировать в единую экосистему, выровнять их карты развития. Иначе будут появляться трудности и проседания в работе, хотя команда старается, работает быстро.

Так возникла задача «сонаправить» приложения, обеспечить их целостность – и функциональную, и представительскую, маркетинговую. Также возникли задачи улучшить коммуникации между подразделениями, обеспечить своевременное освоение продуктов: какие-то продукты (в сервисном, в коммерческом департаменте) были освоены чуть лучше, какие-то хуже, какие-то вообще держались на одном-двух людях.

Ижайти: Для тех читателей, кто мало знаком с линейкой продуктов БИТ “Мастер”, расскажи, что какие продукты тебе достались и в каком состоянии.

Максим Галимов:  Мы стараемся охватить своими приложениями живую и динамичную отрасль такси со всем разнообразием ее задач и участников.

Ключевой продукт — система “Такси-Мастер”, один из лидеров рынка ПО для автоматизации диспетчерских служб такси в России. Здесь мы чувствуем себя уверенно: это зрелый продукт с большой и активной аудиторией. Вокруг этого продукта существует множество дополнений. Например, мобильное решение “Таксофон”. Есть Центр обмена заказов — это биржа, с помощью которой службы такси могут обмениваться друг с другом излишками своих заказов, и она работает уже в трех десятках городов России. Также  сервис sms-уведомлений, картографические сервисы, электронные платежи разного рода. Вот это те вещи, которыми мы сейчас занимаемся, и их еще будет больше.

Хотя бы потому, что приходится активно конкурировать. В том числе и с игроками, которые пришли на рынок со стороны мобильных или сетевых сервисов — GetTaxi, Uber, Яндекс.Такси и т.п. То есть мы должны дать службам такси решения, которые позволят конкурировать с этими игроками, предлагать лучшее обслуживание.

Ижайти: Но в отрасли такси очень много совершенно разных потребителей и пользователей, которые в своих категориях могут радикально отличаться друг от друга.  И ты, как директор по продукту, должен подстраивать продукты под все категории?

Максим Галимов: Да, аудитория наших приложений и сервисов разная. В первую очередь, это владельцы служб такси: им важен контроль, управление службой, возможности привлечения заказов и водителей. Это водители такси - один из самых ценных ресурсов в отрасли. Кстати, им должно быть удобно в приложении, понятно, как работать, и так далее. Естественно, это пассажиры, которые получают услугу такси и, главное, платят за нее. Они в итоге голосуют рублем за все те решения по автоматизации, которые использует служба.

Масштаб аудитории глобальный. С каждым сегментом мы стараемся общаться отдельно, используя разные каналы продвижения, постоянно ищем и открываем что-то новое. Продуктам в отрасли такси вообще надо очень быстро меняться. Сама отрасль готова к новым продуктам, она их быстро осваивает.

Ижайти: Можешь ли выделить какие-то особенности разработки софта в компании, которые тебе бросились в глаза? Что из этого хорошо, а что лучше забыть?

Максим Галимов:  Что мне нравится, так это некий дух стартапа, который сохранился в компании несмотря на более, чем 10-летнюю историю работы. Как мне показалось, один из базовых элементов внутренней культуры БИТ «Мастер» - это высокая скорость принятия решений и в целом динамика работы.  Это то, что очень хотелось бы сохранить и дальше.

Ижайти: Возможно, это связано с тем, что по составу сотрудников компания довольно молодая.

Максим Галимов:  Да. И сотрудники молодые, и отрасль динамичная. Модель бизнеса здесь меняется очень быстро, реагировать тоже нужно активно.

Что еще заметно в БИТ “Мастер” — это большая самостоятельность сотрудников, высокая степень делегирования. В каких-то направлениях это возникло само собой, где-то это сознательный шаг. Это очень хочется поддержать, исправив некоторые проблемы, такие, как, например, слабое документирование принятых решений.

Ижайти: Какие новые фишки/технологии/практики ты собираешься внедрять в ближайшее время? Что будешь менять в разработке?

Максим Галимов: Что касается разработки, то есть у нас большой производственный департамент, куда входят разработчики, тестировщики, проектировщики. Сейчас мы активно добавляем сюда аналитику. Есть новая тема — развитие направления консалтинга. Ведется работа по созданию общей корпоративной технологии выпуска продуктов.

Одна из сложностей в БИТ “Мастер”, которая, кстати, часто характерна и для других компаний — это недостаточно сильная коммуникация между департаментами. С позиции выпуска продукта люди часто не слышат друг друга. Нет четкого механизма получения обратной связи от потребителей, от каналов продвижения. Надо развивать видение продукта у всей команды, чтобы все четко понимали судьбу продукта на всех этапах его жизненного цикла.

Я вообще считаю, что важную роль в продуктовых командах должен играть человек, который думает постоянно о продукте. Это человек, который не занимается напрямую только производством, не занимается только продажами и сервисом, а задействован во всех этих процессах сразу. Он может помочь любому участнику команды, он понимает откуда что берется. Он немножко маркетолог, дизайнер, продавец, аналитик, разработчик, он обладает каким-то видением, умеет его фиксировать и доносить до других.

Мы хотим развить институт менеджмента продуктов в БИТ “Мастер”. Создать команду, которая бы могла управлять существующими и создавать новые продукты, когда это потребуется. Фундамент и все условия для этого в БИТ “Мастер”, безусловно, есть.

***

Не скупитесь на ретвиты ↓
  • Ivan Kolotov

    Максим, а фактически прекращение развития и поддержки automoyki18.ru — твоих рук дело? =) Достаточно удобный был сервис, некоторые им даже пользовались время от времени. Но, видимо, не взлетел...

    • Maxim Galimov

      Да, пока приостановили развитие и продвижение в Ижевске. Но не закрыли. Этот сервис работает в других городах, в Томске, например.

    • http://twitter.com/apodkin Andrew Podkin

      В дополнение к ответу Максима: недавно запустили сервис в Краснодаре. Так что если вдруг поедешь на Черное море на машине, можешь воспользоваться по дороге ;-)

  • Андрей Михайлов

    Интересно, чем отличается директор по продукту от product manager? Здорово, что в Ижевске появились такие ИТ профессии.

Get Cloud PHP Hosting on CatN