Про Пикселькит

avatar Наталья
Брызгалова
07.11.2011, 13:49
комментировать

Думаю, все читатели знают, или хотя бы слышали о движении за открытый исходный код, основателем и главным евангелистом которого стал Ричард Столлман, а главным драйвером развития остаётся Линус Торвальдс после релиза исходных кодов ядра Linux. Одна только Google выпустила более 1300 open-source проектов за последние 5 лет. Это примерно 25 млн. строк кода. Так что у меня есть основания полагать, что код, распространяемый под свободными лицензиями, прямо сейчас работает в вашем компьютере, смартфоне, или планшете.

В последнее время всё ярче начинает проявляться другое направление, выросшее из open-source. Речь идёт об open-hardware — идее применения практик открытых исходников к полноценным электронным (и не только) устройствам. Теперь это не просто программы, это полноценные «железки», которые можно пощупать, подключить к USB и, самое главное, при наличии определённых навыков сделать их самостоятельно.

Мне было интересно узнать, что люди, занимающиеся open-hardware, есть даже в родном Ижевске. Вот что об этом говорит Миша Санников, человек, стоящий у истоков проекта Пикселькит:

Идея делать опенсорс-железяки пришла к нам, как и многое другое с Запада. Изначально смысл был в том, что инженеры-одиночки, разрабатывая устройства, просто публиковали свои наработки под свободными лицензиями. Все схемы, разводки платы, список компонентов, исходники прошивки и софта, если он имелся.

Миша Санников

Выходит существует разработчик, который реализует одну из своих идей и при помощи интернета делится ей с остальными. В том случае, если «остальные» проявляют к устройству интерес, они превращаются в сообщество, которое продолжает улучшать устройство сообща. При этом уже не важно, что происходит с инициатором идеи, он свободно может её забросить, а упавшее знамя подхватят те, кому это интересно. И, напротив, он может оставаться главным супервизором проекта, его владельцем — знать о нём лучше остальных и указывать основные пути развития.

Кроме того, если кому-то покажется, что проект мог бы быть другим и владелец повёл его не в ту сторону, то этому человеку ничто не мешает сделать форк (fork — анг. вилка) — ответвление проекта. Большинство свободных лицензий предусматривают такой поворот событий и не запрещают его. Даже хостинги open-source проектов такие как GitHub или BitBucket имеют специальные механизмы, которые позволяют вам сделать форк любого открытого проекта. Часто это можно выполнить всего в пару кликов.

На сегодняшний день Миша Санников и члены его команды уже показали нам 3 проекта. И если Пикселькит и Atari Punk Console были как-раз форками популярных на западе устройств, в которые ребята вложили собственное видение, то последний, Лайтпак, является целиком их собственным детищем.

Пикселькит, Atari Punk Console, Лайтпак

Пикселькит появился из оригинального подарка, который Миша готовил ко дню рождения одного из своих друзей. Из презента вышел интересный продукт, блог, и, как логичное заключение — магазин.

Затем в команде появился второй Миша — Шатохин. Появился не с пустыми руками, принёс с собой первые прототипы проекта, который в последствии стал называться Лайтпак. Особенностью этого устройства также была его открытость. Два тёзки достаточно быстро на этом фоне нашли общий язык и, взявшись за дело, скоро довели прототип из 4-х светодиодов до полноценной системы подсветки с эффектами, которые напоминают Ambilight от Philips.

Сейчас в Пиксельките (если говорить о нём, как о компании специалистов) 4 постоянных участника:

Кроме них можно назвать ещё с десяток людей, которые появлялись в проектах Пикселькита. Кто-то помогал советом, кто-то реализовывал фичи, а затем пропадал, кто-то занимался документацией. География участников сегодня не ограничивается одной только Россией. Как это обычно бывает в «частном» open-source, разработчики мотивированы чем угодно, кроме денег.

Учитывая такую текучку кадров, проект вряд ли смог бы просуществовать дольше, чем у среднестатистического программиста длится эйфория от погружения в новый код и знакомства с новым инструментарием. Однако в отличие от производства программных продуктов тут мало просто руководить разработчиками. Open-hardware проекту нужен тот, кого принято называть «продюсер». Миша Санников говорит о себе так:

...моя роль?
Честно говоря, трудно сформулировать коротко.
Вот представь себе: руководитель длительного проекта в команде 60% которой изменяется случайным образом раз в месяц. Я контролирую производство, готовлю к нему устройство. Занимаюсь документацией, контентом, магазином, общаюсь с пользователями, рисую роадмап и, разумеется, стараюсь руководить работой ключевых членов команды через регулярные митинги.

Весь процесс разработки проходит удалённо, что вкупе с добровольным характером работ не может не накладывать отпечаток на их скорость. Даже «основная четвёрка» Пикселькита по большей части не знакома лично и общается в основном через Скайп. Это «классический» пример коллаборации между незнакомыми людьми в рамках одной объединяющей цели.

Вот небольшое интервью, взятое у двух Миш и Тимура:

Иван Обухов: Помню в Журнале «Радио» ещё в 80х публиковали схемы разных самоделок, да и сейчас на просторах Интернета полно различных архивов с этим добром и ни разу рядом с ними я не видел логотипа open-hardware. Так в чём разница? Всё новое, это хорошо забытое старое?

Миша Санников: Open Hardware родился на благодатной почве Сети, использует её, как свой основной инструмент и не может без неё обходиться. Сегодня у нас есть возможность снять видео с демонстрацией и залить на YouTube, где его оценят сотни тысяч зрителей. У нас есть возможность написать вики с документацией, к которой любой желающий сможет оставить комментарий или вопрос. Есть инструментарий для контроля версий, откуда каждый заинтересованный может скачать все исходники в два клика. Но самое главное, у нас есть возможность создавать сообщества, которые дают невероятный уровень синергии и дополнительный мотивационный пинок автору проекта. А что из этого у нас было в 80х?

Сегодняшние форумы радиолюбителей — в лучшем случае место, где автор выкладывает свой проект для того, чтобы рассказать, как у него что-то получилось, с какими трудностями он столкнулся и как их решил. Ключевой момент тут в том, что его аудитория — такие же(!) радиолюбители, как он сам. Это не плохо, но высота порога входа в такой проект прямо пропорциональна уровню подготовки автора. Часто он очень высок. И тогда у новичка шансов разобраться в материале крайне мало.

Часто такие авторы теряют интерес уже после последнего припаянного провода и даже схемы выкладывают «через силу». Стоит ли говорить о том, что в таких местах невозможно найти документацию на проект, FAQ, подробных фотки и туториалы. А исходный код в лучшем случае запакован в архив и выложен куда-то на rapidshare.de . Всё предоставляется as is... Автор отказывается нести любую ответственность за своё детище. Поэтому даже проекты с огромным потенциалом растворяются в грудах мусора а-ля «вот мой уникальный усилитель для колонок». Это не open-hardware, это радиолюбительский фочан для маньяков.

Иван Обухов: Есть ли в той нише, в которой ты работаешь, конкуренция? Как она влияет на твой бизнес? В чём твои сильные стороны?

Миша Санников: В нашей стране пока что немногие занимаются open-hardware на коммерческой основе. А те, кто занимается, обычно не заходят дальше узкоспециализированных инструментов для радиолюбителей, или демоплат типа Arduino. Во всяком случае о русских открытых проектах подобных нашему (которые одновременно играют для широкой аудитории и предлагают любому желающему собрать всё самостоятельно) мне ничего не известно.

Что касается конкуренции, то мы волей-неволей создаём все условия для её появления. Все материалы проекта открыты для изучения. Все разработчики открыты для диалога. Если у кого-то есть опыт для того, чтобы сделать коммерческий клон наших устройств, и понимание, почему покупателям он понравится больше оригинала, то я с радостью понаблюдаю за его развитием. Возможно даже смогу в чём-то посодействовать.

К сожалению, большинство сегодняшних «предпринимателей» Рунета, которым может быть близка тематика наших устройств, не видят дальше собственного носа предпочитая пилить сук на котором сами же и сидят. То и дело нахожу глубоко в поисковой выдаче сообщения на форумах, в блогах и даже полноценные промосайты о том, как кто-то предлагает купить вам Лайтпак за «очень дёшево». Разумеется, никто из этих продавцов не соблюдает нашу GPL3 (основная лицензия проекта), требования о смене названия, раскрытия исходников и схем и даже без угрызений совести использует сделанные нами фотки, видео и описания. Ничего кроме улыбки такие «уникальные проекты» не вызывают и, разумеется, конкурентами они нам не являются.

Основной мой козырь на сегодня — это фонтанирующая идеями команда спецов, которая чётко видит рамки развития наших устройств и при этом не боится браться за новые проекты. С ними мне ничего не страшно.) А настоящая конкуренция... Надеюсь рано или поздно себя проявит.

Иван Обухов: Что подтолкнуло вас присоединиться к команде открытого проекта и что мотивирует вас продолжать заниматься им?

Тимур Саттаров: Я уже давно считаю, что опенсорс более эффективная модель разработки чем традиционная, с закрытыми исходниками, и давно хотел сделать вклад в развитие какого-нибудь открытого проекта. Возможность представилась мне.) Кроме очевидного тщеславия и желания изучать что-то новое, тут ещё есть и любопытство — как далеко мы можем зайти?

Иван Обухов: Насколько сложно работать в распределённой команде? В условиях когда Скайп самый «очный» вариант общения.

Тимур Саттаров: Санников со мной, наверное, не согласится, но, пока разброс в часовых поясах небольшой, ничего страшного нет. Главное, правильно подбирать инструменты взаимодействия. Сложности не в распределённости команды, а в том что это опенсорс, который держится в первую очередь на энтузиазме команды, у членов которой, как правило есть другая, возможно более важная, работа, учёба, или что-то ещё. От нас невозможно требовать чего-то большего, чем то, что мы и так уже делаем.

Иван Обухов: Как вообще появилась идея сделать Лайтпак? Вы просто задались целью скопировать Ambilight?

Миша Шатохин: Нет. Ноги Лайтпака растут из довольно странного проекта. Изначально в рамках учебного процесса я собрал устройство, которое через систему датчиков и светодиодов сравнивало цвета двух поверхностей и выводило различия между ними на маленький экран телефона Nokia 3310. Не спрашивайте зачем это было нужно.) Факт в том, что в определённый момент мне надоело возиться с постоянной калибровкой и я решил малой кровью перепрофилировать это устройство в подсветку моего ноутбука.

Проблемы начались с самого старта и проявлялись на всех уровнях: в софте, прошивке и самом железе. По мере избавления от них, я принял решение зафиксировать версию и сделать пост об устройстве на Хабрахабр. Тут меня и поймал Санников. Вместе мы сделали ещё кучу прототипов, но это уже другая история.

Open Hardware

В качестве подводящего итога мне бы хотелось привести следующие слова Миши Санникова:

Мне действительно кажется, что, как недавно случился бум инди-игрушек, так и в ближайшем будущем случится бум инди-железа. Сложность таких устройств растёт с каждым годом. Сегодня уже делают «открытые» осциллографы, снифферы, 3D-принтеры и даже автомобили. Завтра ничто не помешает появлению open-hardware телефонов, или, например, полноценной медтехники. Почва благодатная — не нужно думать, как монетизировать свой продукт. Просто улучшай его, производи с любовью, контролируй качество и, если он кому-то интересен, то его будут покупать.

Не скупитесь на ретвиты ↓
  • http://loshenov.ru Иван Лощёнов

    Я горжусь ребятами.

  • d1mmmk

    а у меня то есть Лайтпак, бебебе :-P надеюсь в скором времени заставлю себя побороть лень и дописать таки клиент под ведроид

  • 7dyan

    круто чо... я правда не шибко понимаю прикола подобных спецэффектов(с другой стороны, я и в кино эффекта 3дэ не наблюдаю), но уверен, что у подобных штук есть аудитория, а если есть аудитория — будет и спрос. да и просто приятно удивляет само осознание того, что кто-то на полном серьезе занимается подобными направлениями, да еще и в нашей провинции.

  • Flags8192

    Я сам себе собрал Лайтпак, доволен как слон :) Спасибо вам ребята.

Get Cloud PHP Hosting on CatN