Тимур Меджитов: Риск был оправдан

avatar Павел
Овчинников
24.01.2012, 19:24
комментировать

На прошлой неделе компания DIRECTUM сообщила об итогах своего участия в проекте построения электронного правительства Удмуртской Республики. Про сам проект уже давно тут и там проскальзывала информация, так что это совсем не новость. Он примечателен тем, что вопреки общей тенденции перехода на готовые решения Ростелекома, принятые государственным стандартом, наше министерство информатизации отстояло свое право самостоятельно выстроить архитектуру электронного правительства с использованием системы, разработанной в республике. Таким образом, в электронном правительстве Удмуртии построена уникальная система, которая сочетает различные программные решения (регионального и федерального масштабов) и бизнес-модели их использования (владение/аренда).

Проект уникальный и в том смысле, что в нем задействовано несколько именитых ИТ-компаний. О некоторых нюансах об организации проекта и совместной работы над ним специалистов из Удмуртии и сотрудников Ростелекома мы решили расспросить Тимура Меджитова, руководителя направления по работе с органами власти DIRECTUM.

Timur Medjitov

Ижайти: Как в рамках автоматизации госуслуг было построено взаимодействие со специалистами Ростелекома? Работали ли совместно и на каких этапах?

Т.М.: При переводе госуслуг в электронный мы были вовлечены в совместные работы с Ростелекомом в плане перевода госуслуг на портал. Со стороны компании DIRECTUM были подготовлены формы в специализированном формате и технические задания для их генерации на портале госуслуг, а компания Ростелеком обеспечивала генерацию форм и их интерфейсную доработку для портала.  Также совместно было проведено тестирование и доработки форм по итогам тестирования.

Ижайти: Ранее Ростелеком сообщал, что «должен к 29 декабря текущего года (2011) обеспечить перевод в электронный вид 34 государственных и муниципальных услуг, а также обеспечить функционирование и эксплуатацию инфраструктуры «электронного правительства» в Удмуртии». В пресс-релизе компании DIRECTUM цифра другая (28 услуг). Речь идет о разных услугах или о разных подходах?

Т.М.: В первом случае просто добавились услуги Центра занятости населения. Дело в том, что текущая инфраструктура электронного правительства предполагает два варианта работ:

  1. При наличии ведомственной системы, отвечающей за предоставление услуги в электронном виде, реализуется ее прямое взаимодействие с порталом госуслуг и СМЭВ (система межведомственного электронного взаимодействия) через веб-сервисы.
  2. Если система отсутствует или неспособна напрямую взаимодействовать со СМЭВ и порталом госуслуг, то в этом случае используется СИР (система исполнения регламентов). В Удмуртской Республике это — DIRECTUM.

Так вот, шесть услуг Центра занятости населения были реализованы на системе Катарсис, поэтому Ростелеком обеспечил взаимодействие этой системы напрямую с СМЭВ и порталом госуслуг. Остальные 28 услуг не имели своих ведомственных систем, поэтому переводились в электронный вид на базе СИР DIRECTUM.

Architecture

Ижайти: Андрей Прокошев говорил, что в министерстве информатизации и связи УР «выбрали более рискованный путь, чем другие регионы». В чем заключался риск и был ли он оправдан?

Т.М.: Риск был оправдан, потому что на этом Республика сэкономила существенные средства, плюс получила неисключительные права на платформу, которую можно использовать и как СИР и как систему электронного документооборота уровня всего субъекта.

В текущем варианте приходилось вести длительные переговоры с Ростелекомом, чтобы согласовать такой формат работы и решить все организационные вопросы. Психологически гораздо проще (но при этом и существенно дороже) для региона было просто согласиться на предложение Ростелекома, сидеть «свесив ноги» и ждать, пока они сделают все работы, чтобы провести оплату.

Так как Федерация обозначила Ростелеком в качестве единого исполнителя работ по переводу госуслуг в электронный вид, то даже если бы услуги не были выведены на портал, то регион мог легко сослаться на нерасторопность Ростелекома и снять с себя ответственность. В нашем случае ссылаться было не на кого, так как ответственностью за такую архитектуру взял на себя сам регион в лице Министерства информатизации и связи Удмуртской республики.

Infotex2


Ижайти: Опыт работы с правительством УР — уникален?

Т.М.: Да, конечно. В целом опыт по переводу госуслуг в электронный вид в России уникален, ранее этим практически никто в комплексе не занимался. Многое приходилось делать методом проб и ошибок, сама архитектуры моделировалась в нескольких вариантах и далее уже выбирался наиболее подходящий. В целом на разработку архитектуры системы предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде в Удмуртской Республике, анализ различных информационных систем и выбор подходящих решений, ушло порядка 9 месяцев.
Не скупитесь на ретвиты ↓
  • http://www.russianit.ru vva

    Фомин и кажется по делам молодёжи на фотографии от правительства ?

  • MuadDib

    ...а началось все с разговора на троих в одном кабинете :)

    • Павел Овчинников

      да так, пожалуй, 90% всего в мире появляется)

  • Михаил Романов

    А так ли уж был велик риск?

    Directum (на сколько я понял) использовался по его прямому назначению — документооборот внутри организации (в данном случае просто внутри ОИВ).

    Портал — вотчина Ростелекома.

    Интеграции Directum со СМЭВ не было (так?).

    Выглядит как обычный проект внедрения документооборота.

  • Тимур Меджитов

    Сейчас кажется все вроде не так сложно уже, тогда ощущения были несколько другие.

    Внутри ОИВ как раз все просто, межвед вызывает основные сложности, запросы к федеральным сервисам (например, чтобы получить данные об уплате пошлины) и вывод услуг на портал.

    Технические риски:

    1. Разработка шаблонов и технических заданий для генератора форм на портале госуслуг. Примеры форм перед началом работ увидели, но как они исполаьзуются дальше только предполагали. Доступа к тестовому генератору форм тогда тоже не было. Так как серьезного опыта практически ни у кого не было из подрядчиков, то начали сталкиваться с недокументированными возможностями и требованиями. В итоге компромиссы нашли, но риски срыва сроков были серьезные.

    2. Взаимодействие со СМЭВ. Оно было. Вроде бы и появилась уже тогда эта система, но как с ней работать мало кто знал. Технически в результате все оказалось несложно, но проблема была опять же в том, что консультироваться практически не у кого. Документы собирали по крупицам.

    3. Отсутствие регламентов, либо неполные регламенты, чтобы сделать полноценную электронную услугу. Требования к регламентам, чтобы обеспечить перевод услуг в электронный вид фактически появились только к концу года (ТКМВ). Напомню, что их еще нужно было бы доработать. И услуги должны были появиться в конце года на портале.

    Организационные риски:

    1. Нужно было одобрение Ростелекома на такую архитектуру, для этого специально ездили к ним, рассказывали свое видение, убеждали в таком варианте работы.

    2. Отсутствие нормативной базы. Достаточно сложно прийти, например в Администрацию Ижевска и озвучить: «А давайте-ка вы с завтрашнего дня будете представлять эти сведения в электронном виде, мы даже вам для этого рабочее место поставим своей системы.» А для того, чтобы эти сведения они могли предоставлять в таком виде нужны изменения в регламентах, согласование с руководством о такой схеме работы, обеспечение легитимности предоставления сведений и т.д.

    Это ключевое, возможно что-то еще упустил. Вечер уже...

    СЭД нам понятен сейчас практически во всех проявлениях, а здесь многое в новинку было, в т.ч. и для других регионов и для тех, кто в этих регионах работал.

    • Михаил Романов

      Понятно, Тимур, спасибо за ответ.

      Могу сказать что в целом, стандартные проблемы: не до конца проработанная постановка задачи, наличие интеграции (с чем-либо, не особо важно с чем), отсутствие документации, отсутсвие нужных компетенций у исполнителей, ...

      :) Их, наверное, можно заранее приписать к любому проекту.

Get Cloud PHP Hosting on CatN