Вероника Рупасова Вероника Рупасова

Коммерческий директор компании Деловые программы, которая занимается заказной разработкой программных продуктов и веб-приложений.

Советы будут общефилософские, про жизнь в нашем нелёгком ИТ-бизнесе:

1. Расширяйте границы.

Однажды наткнулась в одной книжке на сюжетец о двух стариках, которые всю жизнь прожили в лесу и считали, что их лес – это и есть весь мир. И даже не подозревали о том, что в мире есть разные страны, моря и океаны и даже (о ужас!) другие люди. А потом я с удивлением обнаружила, что многие наши земляки так и живут. И даже те, кто работает в такой динамичной сфере, как ИТ. Живут здесь, работают здесь и периодически говорят: «Да мало ли чего там во всем мире, а вот у нас в Ижевске/Удмуртии/России принято так!» И это очень печально, потому что на самом деле мир больше, интереснее, быстрее и звонче, чем им кажется.

Поэтому совет прост: не живите по «местным» правилам, ориентируйтесь на самые высокие мировые стандарты. Помните, что ваш рынок – это не Ижевск и даже не Россия, а весь мир. Поставьте у себя в офисе глобус и повесьте на стену несколько часов, которые показывают время в разных частях Земного шара. Ибо, как пел БГ, «сколько можно стоять в болоте, пугая друг друга волной?»

2. Учиться никогда не поздно и никому не вредно.

Если в какой-то момент вам показалось, что вы очень крутой специалист в своём деле, обладающий всеми необходимыми знаниями – время бить тревогу. Ибо проспав на лаврах пару месяцев, потом придётся пару лет догонять поезд прогресса. В ИТ, как ни в одной другой отрасли, работает принцип из кэрролловской сказки про Алису: «Чтобы оставаться на месте, нужно бежать изо всех сил; а чтобы двигаться вперёд, бежать нужно в два раза быстрее».

Хороший разработчик (а также его руководитель) хорошо знает английский язык, потому что к тому времени, когда кто-то умный потрудится написать хорошую книжку про новую технологию, а переводчик переведёт ее на русский язык, новая технология успеет устареть. Поэтому хорошие разработчики не ждут писателей, издателей и переводчиков, а активно читают блоги других хороших разработчиков, которые эти технологии придумывают и воплощают в жизнь.

3. Не тратьте время на тех, кто уже опоздал.

К нам в офис с завидной регулярностью ходят люди, которые придумали второй Facebook, третий Intuit или десятый Яndex.Market. То есть они-то как раз не думают, что их «прожект» — второй, третий или десятый, им-то он видится единственным, потому что он будет, конечно же, на порядок лучше первого. Но мы-то с вами знаем, как всё обстоит на самом деле! И знаем, что у первого Pupkin.Project гораздо больше шансов на успех (при грамотном подходе, конечно), чем у второго ВКонтакте. Хотя бы потому, что с учётом ширины аудитории, второй ВКонтакте может оказаться вовсе не вторым, а тысяча сто двадцать восьмым.

Впрочем, если автор Pupkin.Project из породы теоретиков-мечтателей, не имеющих представления о том, как идеи превращаются в реальные проекты, на него тоже не стоит тратить время.

Эстафету передаю Алексею Мокрушину, техническому директору новостного портала Сусанин.

Антон Салтыков Антон Салтыков, исполнительный директор агентства WEB-Marketing.

Консультант-аналитик в области продвижения интернет-бизнеса.

Советы на тему работы с клиентами:

1. Будь компетентен.

Люди, с которыми ты общаешься, не дураки. Но пришли они к тебе, так как осознают, что в той области, в которой они хотят разобраться, ты лучший. Поэтому прояви эрудированность и гибкость при презентации своих услуг, чтобы не показаться снобом, но показать себя профессионалом.

2. Будь психологически стоек.

Клиенты бывают разные: у кого-то нет времени внимать, у кого-то нет желания, кто-то хочет сэкономить деньги. Применяй разный подход — стремись к одному результату.

3. Будь всегда собой.

Бизнес — это театр с тысячами масок, но твоя «маска» должна быть узнаваемой что для руководителя холдинга, что для индивидуального предпринимателя.

Эстафету передаю Веронике Рупасовой, коммерческому директору компании Деловые программы.

Иван Лощёнов Иван Лощёнов, директор компании Девять утра.

Управляю проектами, занимаюсь партнёрами, влюбляюсь в детали.

Как не поддаться на уговоры Дмитрия Плетнёва и не устроиться работать в ЦВТ:

1. Оставайтесь собой.

Если вас пригласили работать в ЦВТ, вы — самый удивительный человек на семьсот пятьдесят квадратных километров; в вас есть потенциал, вы востребованы и успешны. Вы уже получаете три тысячи долларов и собираетесь получать пять.

Но представьте коллектив с исключительно красивыми женщинами, которые вас не замечают или намеренно не обращают внимания. Повсюду продукция компании Эпл, которая вводит в заблуждение ваше чувство прекрасного, и вы перестаёте понимать, что именно вам нравится (not gay). Ваша самооценка падает, вы начинаете выпивать, ваше здоровье портится. Зачем вам это? Продолжайте делать сайты на Битрикс!

2. Занимайтесь любимым делом.

Крупные проекты — ничто, корпоративные сайты — всё. Никто не хочет делать ivi.ru, потому что это сложно. Все хотят делать интранеты, потому что это весело. Решать каждый месяц новые задачи среднего и малого бизнеса — это увлекательно. Заниматься разработкой новой социальной сети вот уже 16 месяцев — это рутина. Бизнес в удовольствие, работа в радость — читайте Rework!

3. Не будьте конформистами.

Работать в одном месте со всеми своими соседями, одноклассниками, одногруппниками, людьми, с которыми когда-то стоял в очереди на кассе, — это не для вас. Откройте свой бизнес, продавайте айти-лопатки для блинчиков или делайте порталы для ТСЖ. А покататься на Шевроле Тахо генерального директора ЦВТ можно и после какой-нибудь конференции.

Эстафету передаю Антону Салтыкову, исполнительному директору компании «Web-Marketing».

Надежда Сергиенко Надежда Сергиенко, директор рекламного агентства «Аура»

Занимаюсь интернет-маркетингом, а именно рекламой в интернете.

Несмотря на мою нежную любовь к контекстной рекламе, советы будут про медийную, поскольку именно она вызывает наибольшее количество противоречивых мнений. Три совета «Как сделать медийную рекламную кампанию в интернете»:

1. Изучать клиентов.

Именно изучайте, препарируйте и ставьте опыты. Желательно все эти действия произвести до запуска любой рекламной кампании: неважно, «онлайн» кампания или «оффлайн». На время означенных процедур крайне важно полностью задушить в себе «личное мнение»: если вы есть на Фейсбуке, но не имеете аккаунта в Одноклассниках, это не значит, что ваши потенциальные клиенты так же нежно любят Фейсбук. В реальности не так много россиян имеют представление о детище Цукерберга.

Изучайте целевую аудиторию, общайтесь и поверьте, что аудитория «МЖ 25-45» – это совсем не описание. В идеале нужно четко понимать, кто эти люди, которых вы собираетесь сделать своими клиентами; и вопрос не только о демографии, важны их интересы, мотивы, ценности.

2. Думать, считать.

Замечено, что пользователи интернета в большинстве своем характеризуются наличием мозга, и простое присутствие баннера на мониторе у потенциального клиента никак не гарантирует его страстного желания что-либо приобрести. И если решили «пойти в интернет», желательно бы подумать, с чем вы туда идете и каких результатов ждете. Поэтому перед запуском рекламной кампании – думать, что и как сказать, считать аудиторию, деньги, результат. Если не получается сделать самостоятельно – обращайтесь к специалистам, только не делайте рекламу про «нам 8 лет!» Ну просто накипело уже…

Законы рекламы действуют и в интернете, в конечном итоге привлекательный баннер, внятное предложение и выверенные инструменты многократно увеличивают шансы на громкий успех.

3. Тестировать и экспериментировать.

В интернете много инструментов, каждый из них хорош по-своему, не существует идеального и универсального инструмента. Поэтому крайне важно тестировать и экспериментировать с баннерами, показами, площадками, таргетингами. Вместо одного баннера сделайте три разных и протестируйте, в итоге оставьте один, но самый эффективный. Сделайте разные баннеры для мужчин и для женщин. Сочетайте медийку и контекст, соцмедиа с тематическими площадками и увидите насколько это повысит общую эффективность. Не забудьте потом проанализировать результат.

И поскольку советы вроде как кончились, то хочу добавить отдельно: перестаньте пробовать. Если вы хотите попробовать эффект медийки, купив 100 000 показов на федеральном ресурсе – лучше не надо. Сохраните эти деньги и копите… ну хотя бы на приличный сайт.

Эстафету передаю Ивану Лощёнову, директору компании «Девять утра».

Александр Ермолаев Александр Ермолаев

Занимаюсь сетеорганизацией, то есть последние 18 лет выстраиваю всю обвязку для того, чтобы в мире не было границ, то есть делаю Интернет доступным жителям Ижевска...

Что делать:

1. Во-первых,

Так как мир непрерывно ускоряется и последние годы уже можно приравнивать к векам, то очень важный момент — «не тормозить», то есть не бояться будущего ибо его нет!!! оно только будет... так что, не слушайте тех, кто «пугает скелетами из шкафов»... надо понимать, что мир строят дилетанты, то есть человечество в реалии мало чего умеет, но живёт в своём мире и это ничему не противоречит... так что будьте смелее и придумывайте то, чего вам не хватает... и не обращайте внимание на ворчание и улюлюканья, отделите от себя бухгалтерию, юристов, уборщиц и прочие издержки, как церковь от государства (смешная метафора одну издержку отделить от другой ;) ), тогда вы сможете сделать глобальный проект, который проживёт долго и даст людям много счастья (люди крайне медлительны)... ;)

2. Во-вторых,

Когда говорят о глобализации и всяких там ISO не думайте, что это только для большого бизнеса, скорее даже наоборот, именно небольшие предприятия могут извлечь из этого максимум пользы... то есть, если вы занимаетесь дизайном, то смело фантазируйте, заказывайте изготовление своих фантазий в Китае и договаривайтесь с американскими продавцами о сбыте по всему миру вашей чуда-идеи, не думайте, что лучшее производство, идеи и торговля обязаны быть в одной стране!!!

Важный момент, что если Вы берёте всё лучшее и создаёте новый продукт, то Вы помогаете миру развиваться и это реально полезно для всех, так что финансовая часть благодарности всегда будет соответствовать...

Не бойтесь, что Вашу чудо-идею украдут ибо её уже придумали несколько тысяч таких же дилетантов по всему миру, но реализовать её смогут не многие... а большая часть идей и вовсе не станет ничем никогда...

3. В-третьих,

Берите в жизни только то, что Вам нравится, а то, что не нравится, игнорируйте, не тратьте на него время и силы, но тут есть большая проблема понять, что нравится именно Вам, а не телевизору или рэперу, которые топчут Ваши мозги... не стесняйтесь использовать мировой опыт, то есть прежде чем писать гениальную библиотеку посмотрите, нет ли где готового фреймворка , так как это может позволить Вам сделать свою разработку много быстрее, чем в случае с «натуральным хозяйством»...

Алексей Копылов Алексей Копылов

Проектирую пользовательские интерфейсы, провожу их аудит. Также веду проекты, выступаю, редактирую русскоязычные издания книг.

Хочу познакомить с областью проектирования интерфейсов и дать несколько советов о том, как стать специалистом в этой области:

1. Первый совет.

Проектирование пользовательских интерфейсов (или юзабилити, если старомодно) является чрезвычайно интересной и бурно развивающейся областью знаний. Она находится на стыке трёх других больших дисциплин: психологии, технологии и эстетики. Для того, чтобы делать по настоящему захватывающие интерфейсы нужно иметь некий уровень образования во всех трёх дисциплинах.

Проектировщик интерфейса это современный архитектор — он точно также отвечает за все аспекты создания цифровой среды обитания, которая должна быть безопасной, комфортной, мотивирующей на творчество и эксперименты. Прямо сейчас имеются все возможности для начала нового ренессанса: современные технологии должны использоваться для повышения качества жизни каждого человека на земле. Но для этого нужны проектировщики, которые хотят и могут нести ответственность за жизнь людей, для которых предстоит создавать интерфейсы.

Мой первый совет — обратите внимание на эту область знаний, потребность в таких специалистах очень высока и долгое время будет только расти. Может быть это именно то, о чем вы мечтали всю жизнь.

2. Второй совет.

Если вы решили научиться проектировать интерфейсы, то нужно как можно быстрее начать делать реальные проекты. Найдите любого разработчика и попробуйте бесплатно помочь ему в проектировании интерфейса его продукта. Мой опыт говорит, что нужно не менее года практики для того, чтобы научится отвечать за результат проектирования, поэтому чем раньше начнёте, тем раньше станете специалистами.

Книг на русском языке достаточно много, но на два порядка их больше на английском языке. Знание теории значительно ускорит изучение проектирования интерфейсов, а также позволит обосновывать свои решения перед заказчиком. Перечнь книг, которые достойны прочтения можно найти в блоге http://fresh.gui.ru/category/books/.

Также необходимо регулярно проводить юзабилити тестирования, которые могут быть быстрыми и простыми, например на друзьях или домашних людях. Это позволит уйти от профессиональной заносчивости, чем страдают очень многие начинающие и даже опытные проектировщики.

Одним из самых важных качеств для проектировщика является умение общаться, сопереживать и понимать других людей. Тренируйте в себе эти качества — без них хорошего продукта сделать нельзя!

3. Третий совет.

Многие начинающие пректировщики, занимаясь анализом пользовательского интерфейса, почти всегда концентрируются исключительной на верхнем слое интерфейса, не видя глубинных проблем. Они критикуют отсутствие подчеркиваний у ссылок или недостаточный уровень контраста того или иного элемента на экране не замечая, при этом, что данного экрана не должно быть вообще. Видимая часть интерфейса — это всего лишь верхушка айсберга, задача профессионала видеть то, что скрыто под водой.

Для появления такого видения необходимо провести некоторое исследование: понять портрет пользователей, выявить их реальные, а не придуманные сценарии, понять весь комплекс имеющихся ограничений. Все это позволяет взвешенно оценить имеющийся интерфейс и понять, чего именно не хватает для его улучшения или что, наоборот, является лишним.

Книжка «Веб-дизайн. Элементы опыта взаимодействия» Гарретта объясняет структуру пользовательского интерфейса, и обязательно должна быть прочитана любым специалистом, который так или иначе соприкасается с разработкой информационных продуктов.

Эстафету передаю Александру Ермолаеву, директору по развитию компании «Марк».

Илья Александров Илья Александров

Занимаюсь проектированием интерфейсов в компании UIDesign Group (г. Москва).

Советы, которые помогут проектировщикам интерфейсов и их коллегам работать эффективней:

1. Не смешивайте проектирование и визуальный дизайн.

Проектирование в фотошопе — это долго, дорого, ... (и совсем не то, что вы подумали, а ровно наоборот).

Зачастую бывает так, что накидывается скетч с основными элементами интерфейса, а всё остальное, мол, потом на стадии дизайна доработаем.

Но дело в том, что, когда вы садитесь за «рисовательный» инструмент, вы начинаете думать о «красивости», оставляя детали взаимодействия за бортом сознания. Тратите кучу времени на создание и ещё больше времени на исправления.

Сделайте детальный прототип, а потом приступайте к дизайну.

2. Не заставляйте разработчика додумывать за вас поведение интерфейса.

Подробно разберите все возможные сценарии поведения пользователя, а также исключения. Нарисуйте и опишите, как ведет себя интерфейс во всех этих случаях и проследите за тем, как это реализует программист.

Пример. У нас есть кнопка. При определенных условиях она выдает ошибку. Проектировщик интерфейса (или исполняющий его обязанности) пишет как есть: «При нажатии на кнопку появляется сообщение об ошибке».

Наш программист парень с головой. Он точно знает, что пользователю нужно объяснить, что произошло... и у нас в интерфейсе появится красивое вплывающее окошко браузера с надписью «Ошибка идентификации на сервере. Не повторять попытку?» и варианты ответа: «да», «нет».

Чтобы этого избежать, лучше сразу описать или нарисовать: что произойдет с самой кнопкой при ошибке? где именно должно появиться сообщение? нужно ли выделить сообщение другим цветом? должно ли оно исчезнуть? когда, каким образом? и т. д.

Эта же информация пригодится и дизайнеру, который будет рисовать по вашему прототипу интерфейс.

3. Специальный совет, понижающий самооценку.

Если вы точно знаете, как сделать хороший интерфейс, не поленитесь и найдите способ понаблюдать за юзабилити-тестированием ваших продуктов. Не забудьте взять настойку пустырника.

Эстафету передаю Алексею Копылову, техническому директору компании «UIDesign Group», уехавшему из Ижевска в Москву ещё в 2001 году после работы техническим дизайнером в Марк-ИТТ и ижевском офисе компании EUSA.NET.

Артём Субботин Артём Субботин

Занимаюсь бизнесом, а именно, работаю или финансирую следующие проекты: beanbag.ru, bbbiz.ru, tvoymult.ru, dreamsboard.ru ну и еще с десяток интересных и не очень проектов.

С чего начать свой интернет-магазин:

1. Найди свою тему!

Я не буду предлагать вам ограничиться только теми нишами, в которых вы что-то понимаете. Это, конечно, здорово, когда вы можете мастерски лепить из хлебного мякиша точные копии АК-47 или ракеты «тополь-м» — это можно хорошо продать. Но, бывает ситуация когда в голову ничего не лезет, кроме макарон...

Тогда можно просто задаться целью, что-то досконально изучить и опробовать на себе. Я бы советовал искать тематику своего интернет-магазина на западе. Скажу правду, мы отстаем от Штатов лет на 70! Кто не верит — срочно читайте «Одноэтажная Америка» в авторстве Ильи Ильфа и Евгения Петрова — там про 30-е годы.

Ну, в общем ищите тему там и выбирайте самую безумную.

2. Только одна вещь!

Не продавайте много всего и во всех цветах. Во-первых, вы не «Амазон» и не «Ибэй» — вам сложно будет держать ассортимент, а возить весь товар под заказ — это Ад! Выберите один объект продажи, например как: beanbag.ru или sumkins.ru — и развивайтесь вглубь, а не вширь. Но, зато вы должны собрать максимальную информацию про свой товар, сделать из него культ.

3. Клиент = Король!

И только так! Оближите его со всех сторон, и он приведет еще 10 любителей оральной любви. Сделайте свой магазин для клиента, а не для себя. Пустите за компьютер свою маму с бабушкой и вечно пьяного Васька — они должны за 10 минут купить у вас заранее оговоренную вещь. И развивайтесь, блин!

Эстафету передаю Илье Александрову, в прошлом руководителю студии «Пиксель», а в данный момент занимающемуся проектированием интерфейсов в компании UIDesign Group.

Евгений Кудрявцев Евгений Кудрявцев

Директор компании «Веб-капитал». Председатель автономной некоммерческой организации «Центр Молодого Предпринимателя». Руководитель образовательного проекта «от Идеи до Бизнеса». Директор форума для молодых предпринимателей «Бизнес Трамплин».

Что бы стать успешным интернет-предпринимателем, нужно:

1. Всегда помните: лучшее — враг хорошего.

Если вы планируете запустить сервис, которого, по вашему мнению, нет на рынке — реализуйте основной функционал и запускайте в работу. Пусть остальное за вас решат ваши клиенты. Советы по доработке функционала вы с них быстро соберете, а вот времени у конкурентов выиграете целый вагон, займете место на рынке.

2. Идея ничего не стоит, пока она не реализована.

Гордитесь реализованными проектами, а не их идеями. У каждого интернет-предпринимателя есть множество проектов, которые он планирует реализовать: выберите хотя бы ОДИН наиболее перспективный и доведите его до стадии монетизации. Этим можно будет гордиться.

3. Никогда не работайте с «мутными людьми».

Известно, что ваши сотрудники, должны гармонично заполнять пробелы в ваших умениях и навыках. Краеугольный камень успеха команды — взаимопонимание и поддержка. Каким бы ни был специалист, если он неадекватен в своём поведении и поступках — не берите его на работу. Иначе, пустите к себе в коллектив обезьяну с гранатой. Не разберешь откуда ждать неприятного сюрприза. То же касается и партнёров.

Эстафету передаю Артёму Субботину, владельцу интернет-магазина «Beanbag.ru».

Дмитрий Плетнёв Дмитрий Плетнёв

Коммерческий директор и менеджер проектов компании Центр Высоких Технологий.

Советы про то как работать на работе и чтобы у тебя все получалось.

1. Люди.

Вас не окружают полные идиоты, если это так, то проблема уже не в окружающих. Каждый человек, работающий с вами на одном проекте или в одном офисе, может быть эффективен и полезен, если правильно применять его умения. Не бывает совершенно бесполезных людей, бывает тяжело найти им интересную задачу. Не бросайтесь людьми, слушайте их, и вы научитесь находить, за какие ниточки можно потянуть так, чтобы человек стал эффективен. Каждый из нас уникален, к каждому нужен свой подход, найдите его.

2. Ошибки.

Невозможно развиваться, учась только на чужих ошибках. Это, блин, просто нереально. Поэтому самое главное для любого, кто хочет развиваться — ошибаться. Но не просто биться головой о стену, бегать по полю с граблями и падать в одни и те же колодцы. Анализируйте каждую ошибку, делайте выводы. Думайте о последствиях ваших косяков заранее, да, предусмотреть все невозможно, факапы неизбежны. Но если вовремя анализировать свои действия и свои ошибки, вы всегда сможете минимизировать последствия. Ошибайтесь каждый день, это путь к развитию.

3. Делаю что хочу.

Не надо заниматься работой, от которой вас тошнит. Ищите ту сферу деятельности, ту должность и ту компанию, откуда вас не выманишь даже лунным модулем с блекджеком и шлюхами. Если такого места нет — создавайте. Только не делайте то, что считаете ненужным и бесполезным. Вы не работаете эффективно, не радуетесь своим победам и нахрен никому не нужна работа, которую вы делаете только ради работы. Просыпайтесь и думайте о работе, засыпайте с мыслью о том, что вы сможете сделать завтра, и как это будет круто.

PS В какой-то момент каждый человек чувствует, что он достиг потолка в текущей компании. В этот момент у вас есть два варианта, либо валить нафиг, либо начинать повышать планку и развивать не только себя, но и компанию. Делайте больше, чем вам пытаются позволить, и поднимайтесь выше потолка.

Эстафету передаю Евгению Кудрявцеву, директору компании «Веб-капитал».

Get Cloud PHP Hosting on CatN