Алексей Евдокимов Алексей Евдокимов

Программист информационных систем. Почти 11 лет (с небольшими перерывами) исповедовал дао создания разносайтов и интранетов, потом однажды достиг просветления, завязал с этим неблагодарным делом, и ушёл в enterprise.

Советы по отношению к жизни, работе и всему-всему, что касается общего развития любого, кого можно считать IT-специалистом.

1. Научитесь мыслить абстрактно.

Как показывает практика, 90% людей совершенно не умеют правильно (отвлечённо, трезво, без эмоций и субъективизма) смотреть на поставленные перед ними задачи. Вместо этого люди судят обо всём со своей, зачастую весьма низко над уровнем горизонта расположеной, кочки зрения. Тем более, айтишники, которые в большинстве мыслят крайне узко, потому что IT — слишком прикладная область человеческой деятельности, и в ней хорошо работают ремесленные шаблоны.

Поэтому, научитесь рассуждать о своих рабочих задачах так же, как вы рассуждаете о метановых дождях в атмосферах планет-гигантов, первых секундах Вселенной после Большого взрыва, физиологии миксомицетов, или вообще, гримуарах старофранцузских алхимиков. То есть, совершенно абстрактно. Если у вас нет подобной привычки — ну так заимейте её, это не трудно, надо лишь попробовать.

И вы сразу же поймёте, что половина ваших задач на самом деле решается намного проще, чем кажется, а вторая половина вообще не имеет смысла — с такой-то постановкой.

2. Никогда не делайте того, что можно не делать.

Всячески проявляйте здоровую лень. Не торопитесь, дайте идее выстояться, и никогда не форсируйте проект.

Не бросайтесь в бой, не вникнув в предметную область досконально, но не изучайте её самостоятельно, а заставьте заказчика рассказать всё вам до мельчайших подробностей. После чего шлифуйте постановку задачи на бумаге до тех пор, пока она не станет толщиной с энциклопедический словарь, и только потом начинайте что-нибудь реализовывать. Даже прототип делайте на бумаге и на бумаге же его тестируйте.

А пока ваши тестировщики и заказчики с упоением тыкают карандашом в распечатки, воображая работу с продуктом, которого ещё нет, ищите в интернетах готовые решения и компоненты, максимально покрывающие функциональность вашего будущего продукта. Не изобретайте с нуля, пользуйтесь готовым. Следуйте проверенными тропами, ступайте по чужим следам.

3. В то же время, не наступайте на чужие грабли.

Это самый простой совет, но ему сложнее всего следовать. Особенно для людей с гуманитарным складом ума, которые очень любят воздвигать себе непогрешимых авторитетов и часто попадают в капкан чужих заблуждений.

Нужно помнить, что любой авторитет — всего лишь человек, и даже если у него докторская степень и куча монографий, он точно так же ошибается, как и вы. И не реже вас, но его ошибки расходятся миллионными тиражами и перестают таковыми казаться.

Поэтому, всегда проверяйте экспериментально даже то, что считается общепринятым стандартом. Возможно, вам удастся найти более оптимальное и эффективное решение, даже если «так не принято». Ну и пусть не принято, победителей — не судят.

Эстафету передаю Дмитрию Плетнёву, коммерческому директору компании «Центр Высоких Технологий».

Андрей Стерлин Андрей Стерлин

Руководитель веб-студии Nutnet.

Советы должен давать состоявшийся специалист, поэтому я решил немного изменить формат, и дам не три совета, а расскажу о трёх вещах, про которые всегда стараюсь себе напоминать:

1. Важно лучше разбираться в людях.

Ваши клиенты, партнёры и сотрудники — это люди и любые неожиданные ситуации, созданные этими людьми, серьёзно отражаются на вашей деятельности. Чем раньше вы распознаете неадекватного клиента или безответственного работника, тем успешнее будет ваша команда и бизнес.

2. Важно смотреть на два шага вперед.

А лучше на десять, хотя это сложно. Если вы видите возможности, которые будут актуальны завтра, то вы сможете этим воспользоваться.

3. Важно не терять самообладание.

В любых ситуациях, потому что на вас смотрят. Голова должна быть холодной, иначе велика вероятность необдуманных поступков, о которых вы пожалеете.

Эстафету передаю Евгению Кудрявцеву, директору компании «Веб-капитал».

Игорь Вечканов Игорь Вечканов

Веб-технолог в компании ЦВТ. Проекты, в которых я принимал участие, неоднократно становились лауреатами премии «Золотой сайт», а также занимали высокие и даже призовые места на конкурсе WebHiTech. Именно так.

Чтобы стать хорошим веб-технологом, нужно:

1. Следовать за стандартами.

От всех программистов нашей компании, касающихся вёрстки, я в первую очередь требую валидного HTML. Потому что огромное количество багов тянется от неграмотного кода (а он может быть следствием непонимания принципов вёрстки, или банально результатом лени).

Уделите много внимания валидному семантичному HTML и получите на выходе гибкий, легко масштабируемый кроссплатформенный код, который будет несложно оформить.

Многие опытные веб-технологи рекомендуют не заморачиваться на стандарты, однако моё мнение такое: ты можешь отступиться от стандартов только тогда, когда ты знаешь, где и для чего ты от них отходишь и уверен в оправданности своего решения.

2. Следить за трендами.

Вы должны знать обо всех тенденциях и событиях, касающихся клиентской разработки. Внедрение новых стандартов, выход новых браузеров, появление новых библиотек — всё это не должно проходить мимо вас. Веб меняется и очень быстро, а вы находитесь на самом острие. Вы должны правильно и грамотно оценить, когда можно применять нововведения в проектах и как это делать.

Так, например, мы в ЦВТ долго решали вопрос об отказе от поддержки устаревшего IE6. Но смогли позволить себе сделать это только придумав, как предупредить пользователей об ограниченности поддержки сайта их браузером.

Не теряйте голову при этом. Помните, что если результат ваших трудов смогут оценить только пользователи ночных сборок определённых браузеров, вы зря потратите время.

3. Думать о пользователях.

Помните, результатом непосредственно вашей работы придётся довольствоваться бедным и ни в чём неповинным пользователям. Поэтому если вы не умеете оптимизировать графику, или ленитесь склеивать картинки в спрайты и писать быстроработающий javascript, вы подставляете пользователей (и, как следствие, клиента, вашу компанию и самого себя).

Также вы должны предлагать варианты для улучшения UX сайтов и просто всякие штуки, которые вы можете реализовать с технической точки зрения, но о которых могут не знать ваши менеджеры и дизайнеры.

У нас в компании есть копилка идей, в которую мы часто добавляем разные мелочи, которые впоследствии делают наши продукты чуточку удобнее и приятнее в использовании.

И вообще, следите за деталями. Как любит говорить наш босс, Олег Вылегжанин: «Профессионализм в мелочах».

Желаю успехов!

Эстафету передаю Ирине Мясниковой, руководителю интернет-проектов компании «Танго Телеком» Андрею Стерлину, директору компании «Nutnet».

Сегодня я запускаю мини-проект в рамках Ижайти, который называется «Эстафета «Три совета».

Этим мини-проектом я хочу предоставить слово ижевским профессионалам в веб-разработке. Профессионалам разных специализаций и разных должностей. Кому именно, вы решите сами. Каждый участник должен дать три совета по конкретной проблеме или вопросу из своей области. А в конце назвать имя того, кому он хочет передать эстафету.

Я начну, и вы сразу всё поймёте ;)

Наталья Брызгалова Наталья Брызгалова

Развиваю направление «Создание интересного контента для интернет-проектов»

Если вы решили стать менеджером проектов, начните с того, что:

1. Сделайте небольшой проект по интересной вам теме.

Чтобы определить тему, оглянитесь кругом:

  • вспомните о своих хобби,
  • найдите проблему, которую до вас никто не решал,
  • подумайте, чего бы такого вы давно уже хотели изучить.

Не привлекайте сторонних специалистов. Установите бесплатный WordPress с бесплатным шаблоном и наполните его интересной информацией по выбранной теме.

Не берите готовые тексты, картинки, фотографии, видеоролики. Сделайте всё сами.

Вы сможете увидеть проект сразу со всех сторон и очень многое понять.

Чтобы учиться дальше, не бросайте свой проект. Общайтесь с комментаторами. Создавайте и добавляйте новый материал. Придумывайте варианты бесплатного привлечения новых посетителей.

Это даст ещё больше. Вы научитесь не просто разрабатывать проекты, вы научитесь заставлять проекты жить.

2. Читайте тематические блоги/статьи/книги

по темам, связанным с веб-разработкой: дизайн, проектирование, вёрстка, программирование, маркетинг, копирайтинг. Просто читайте, не пытайтесь запоминать всё прочитанное и не думайте о том, где вы будете это использовать. Постепенно в голове накопится информация, и всё встанет на свои места.

3. Экспериментируйте, лезьте во все дырки, не бойтесь перетрудиться,

сразу как только начнёте работать над реальными проектами. Менеджер проектов должен не только раздавать задачи, он должен знать, где искать решение возникающих проблем и, в определённых случаях, сам их решать. А для этого надо:

  • изучать внутренности cms, на которой ваша команда разрабатывает сайты,
  • уметь пользоваться графическим редактором, в котором дизайнер рисует макеты, и текстовым редактором, в котором можно поправить код,
  • знать, как взаимодействуют различные элементы сайта друг с другом,
  • понимать, как можно использовать всё время появляющиеся новые технологии.

Я передаю эстафету Игорю Вечканову, веб-технологу ЦВТ, работа которого недавно заняла второе место в конкурсе WebHiTech.

Get Cloud PHP Hosting on CatN